
Комбинированные курсы: изучение языков и активный отдых
Курсы, сочетающие в себе обучение языку за рубежом и интересную развлекательную программу,
с каждым годом становятся все более популярными среди студентов. А языковые школы намного
чаще включают такие программы в перечень предлагаемых услуг.
Несмотря на то, что данный вид программ является ключевым для школ, многие
руководители отмечают низкую востребованность комбинированных курсов среди студентов,
желающих пройти обучение за границей. Фернандо Рибас из AIP Language Institute (Испания)
утверждает, что их школа предлагает курсы испанского языка в сочетании с уроками парусного
спорта, кайтсёрфинга, испанской кухни и танцев. «В целом, ежегодно меньше 5 % студентов
записываются на данные программы, так как они стоят дороже из-за дополнительной оплаты
транспорта, учебных материалов, страховки и профессионального тренера с опытом работы», —
добавляет Фернандо Рибас.
Охватывая широкий диапазон дополнительных занятий, таких как гольф, пение, кулинария,
спа-процедуры, комбинированные курсы все равно не являются основными для языковых школ, так
как наиболее популярными программами все еще остаются курсы общего английского и курсы
подготовки к сдаче международных экзаменов. Тем не менее, престиж школы, предлагающей курсы
с акцентом на особенностях местного активного отдыха, на рынке образовательных услуг
значительно выше по сравнению с другими учебными заведениями. Франк Шебесе из языковой
школы Сavilam (Франция) отмечает, что только несколько студентов (из более чем 2 тыс.) ежегодно
записываются на курсы французского языка в сочетании с кулинарией для гурманов, гольфом и
бальнеотерапией (лечение болезней минеральными ваннами). «Для нас данные программы – это
услуга класса люкс, которая предлагается, в первую очередь, для привлечения студентов, желающих
обучаться за рубежом, а также для повышения престижа школы», — продолжает Франк Шебессе.
Робин Адамс из компании Global Village English Centres (США и Канада), отмечает, что
продажи комбинированных программ, особенно «Английский + Сёрфинг на Гавайях», в последнее
время повысились, но составили только 5% от общих продаж. «Данные курсы особенно полезны во
время консультирования потенциальных студентов, желающих обучаться языку за границей. –
утверждает Робин Адамс. – Презентации комбинированных программ с широким выбором
возможных развлечений часто способствует записи на традиционные курсы. Таким образом, это
идеальная возможность расширить диапазон предлагаемых программ и привлечь большее
количество студентов».
Несмотря на то, что спрос на комбинированные курсы может быть достаточно низким,
количество новых курсов всё равно возрастает. Джулия Браун из St Brelade’s College (Джерси)
утверждает: «Мы предлагаем программу «Английский +Гольф», которая стала довольно популярной
за последние несколько лет. Это специфическая программа со своей аудиторией, поэтому не больше 2% взрослых студентов выбирают её для обучения за границей. Но с точки зрения маркетинга, она
привлекает большее внимание к школе и к общим стандартным курсам. В прошлом году мы
представили еще одну программу ActiveXtra, которая является дополнением к стандартным курсам и
включает больше возможностей для любителей активного отдыха: сёрфинг, каякинг, катание на
водных лыжах и многое другое».
Jeffreys Bay Language School (Южная Африка) разрабатывает свои собственные комбинированные
программы. «Мы открыли их только в этом году, но уже видим заинтересованность наших студентов,
желающих обучаться за границей», — говорит Даллас Ленд. – Мы решили, что это должны быть
волонтерские программы, включающие помощь диким животным». Школа также предлагает
сочетать обучение английскому языку за рубежом с уроками сёрфинга, но, как отмечает Даллас
Ленд, в будущем эта программа будет изменена. «Она не настолько популярна, как мы ожидали,
учитывая наше месторасположение. Поэтому мы собираемся предлагать её только
профессиональным сёрфингистам», — объясняет Даллас Ленд.
Еще один тренд, связанный с разработкой комбинированных курсов в языковых школах, – это
студенческие путешествия во время обучения за границей. Дэвид Сампер из Estudio Sampere
(Испания) отмечает, что в этом году была открыта новая программа «Школа на Кубе». «Мы
предлагаем курс, включающий 1 неделю в Гаване и 1 неделю путешествий по центру и западу
острова», — объясняет Дэвид. В AIP Language Institute (Испания), где наиболее популярным курсом
является сочетание уроков языка и кайтсёрфинга, также планируется расширение возможностей для
путешествий студентов. «Мы абсолютно уверены, что выходные нужно проводить весело и активно.
Именно поэтому мы решили спланировать несколько экскурсий и поездок в другие города Испании,
например, в Барселону, Мадрид, или даже другие страны, к примеру, в Марокко. – рассуждает
Фернандо Рибас. – Валенсия – отличное место для кайтсёрфинга благодаря постоянным ветрам и
отличным условиям Средиземноморья. После утренних уроков испанского, студенты могут
насладится незабываемыми акробатическими трюками на воде в их собственном исполнении».
Некоторые школы заслужили особую репутацию, предлагая захватывающие и необычные
развлечения, интегрированные в программы комбинированных курсов. Например, в Новой
Зеландии студенты выбираю программы, включающие обучение языку за рубежом и занятие
спортом. Southern Lakes College (Квинстон, Новая Зеландия), как отмечает Блейз Бархэм, — это
отличное место для комбинированных курсов, потому что именно здесь есть огромный выбор
незабываемых развлечений. «На данный момент мы предлагаем 17 различных программ,
сочетающих учебу и отдых. Я даже не знаю есть ли еще одна языковая школа, предлагающая такой
широкий выбор своим потенциальным студентам», — добавляет он. Кроме того, Блейз Бархэм
утверждает, что 15 процентов учащихся записываются именно на комбинированные курсы и, более
того, эта цифра с каждым годом растет.
В компании New Zealand Language Centres, школы которой находятся в Крайстчёрче, Окленде
и Веллингтоне, Джастин Мастойо утверждает, что их комбинированная программа для детей от 11 до
17 лет очень популярна. «Востребованность программы повышается, так как наши прошлые студенты
с энтузиазмом рекомендуют её своим младшим братьям и сестрам», — добавляет Джастин. Между
тем, Ник Арнотт из Unique New Zealand рассказывает, что их комбинированные программы были
недавно разработаны специально для того, чтобы принимать целые семьи. «Такое предложение
становится популярным среди родителей, желающих сопровождать своих детей и обучаться языку за
границей», — объясняет Ник Арнотт.
Сама идея комбинированных курсов дает возможность школам проявить изобретательность,
разрабатывая новые программы с учетом особенностей местной природы и инфраструктуры. Scuola Palazzo Malvisi (Италия) уже преуспела на данном поприще. Ведь, как отмечает Чезере Портолани,
разработчики курса «Язык и Трюфель» были вдохновлены именно месторасположением школы.
«Баньо-ди-Романья известна не только своими спа-курортами, но и уникальными продуктам
местной кухни: каштаны, грибы, черные и белые трюфели, сыры и многое другое. Курс включает 18
уроков итальянского языка и две групповые экскурсии, посвященные сбору трюфелей. В группах
обычно не более 4-5 человек, а найденные трюфели студенты оставляют себе. Курс также
предполагает кулинарные уроки и посещение винного завода с дегустацией местных вин», —
рассказывает Чезере Портолани.
В целом, комбинированные программы приносят школе нечто большее, нежели финансовую
выгоду. В свою очередь, студенты получают уникальную возможность ближе познакомится с местной
культурой. Как утверждает Фернандо Рибас: «Студенты, выбирающие комбинированные курсы в
нашем мультикультурном городе, могу выучить новый язык, насладится отдыхом у моря и
прочувствовать уникальную атмосферу, сочетающую в себе современную культуру и древние
традиции».
Целевая аудитория
Разнообразие комбинированных программ, несомненно, привлекает разных студентов, но
некоторые курсы разработаны специально для конкретной аудитории. Фернандо Рибас из AIP
Language Institute (Испания) отмечает: «Гражданство и возраст студентов обычно влияет на выбор
развлечений. Например, курс «Испанский + кулинария» чаще выбирают женщины в возрасте от 35 до
40 лет».
Блейз Бархэм из Southern Lakes College (Новая Зеландия) отмечает, что их комбинированные
программы привлекают разные категории студентов. «Уроки английского в сочетании с катанием на
лыжах или cноуборде выбирают практически все: от тинейджеров до людей старшего возраста
(50+)». Джулия Браун из St Brelade’s College (Джерси) объясняет, что старшие студенты часто
выбирают для себя новые развлечения, рассчитанные, в основном, на младшую аудиторию.
«Программа ActiveXtra удивительно популярна среди студентов всех возрастных категорий, несмотря
на то что мы рассчитывали на заинтересованность только со стороны молодежи», — добавляет она.
Робин Адамс из компании Global Village English Centres (Северная Америка) предполагает, что
популярность комбинированных курсов, сочетающих уроки английского и развлекательную
программу, в ближайшей будущем возрастет среди студентов из Азии и Европы. «Мне кажется, что
наиболее важным в изучении языков – умение применять свои знания на практике в реальных
жизненных ситуациях, а не простое понимает структурных принципов и книжных правил». Тем не
менее, Ник Арнотт из Unique Education (Новая Зеландия)отмечает, что в последнее время приезжает
все больше студентов из России. «Многие российские студенты, особенно жители восточных
регионов, выбирают для обучения за рубежом Новую Зеландию, а не Великобританию. Наибольшее
количество студентов приезжают в июле, ведь наша зима практически не отличается от британского
лета».
По материалам Бетана Норриса
Norris B. Language plus Activities // Study Travel Magazine. – February, 2013. – P.48-50